Международная специализированная выставка «Импортозамещение»

16-18 марта 2021 года  /  КРОКУС ЭКСПО

   

Первые итоги импортозамещения: отечественные товары пометят знаком качества

28 Сентября 2015

На нескольких выставках подряд наши производители демонстрировали и свой товар, и свои проблемы

На прошлой неделе в столице подводили первые итоги программы импортозамещения. Три дня в «Крокус Экспо» работала выставка «Импортозамещение» - первая в своем роде. А в «Экспоцентре» - выставка World Food и Российский продовольственный форум. Отечественные производители показывали товар лицом. А эксперты и чиновники обсуждали, чего удалось достичь и какие сложности надо преодолеть. О сложностях говорили больше…

Первым делом нам станки бы да моторы

Эксперты за последние полгода уже устали рассказывать, что импортозамещение - процесс долгий. Точнее сказать, кое-что получилось довольно быстро: доля импорта, по данным Росстата, уже в первом полугодии 2015 года снизилась на 40%. Есть отрасли, где нарастить взамен отечественные объемы можно в сжатые сроки - например, в ряде сфер сельского хозяйства. А есть - где потребуется шесть-семь лет, даже если будут инвестиции). Хотя бы потому, что сначала надо наладить выпуск своих станков, моторов и комплектующих. Сейчас все это на 50 - 90% - импорт.

Выставки и демонстрировали разно­образные результаты. Некоторые аграрии уже озабочены поиском новых рынков в Китае и прочей Азии - чего ж на замещении-то останавливаться. Тем временем в промышленных павильонах наряду с образцами продукции от ГАЗа и «Уралвагонзавода», практическое применение которых сомнений не вызывает, можно было лицезреть и «ростки нового» (или забытого старого) типа гигантских хрустальных люстр, многим еще памятных по советским временам. Или детских кресел с росписью под хохлому. Кто будет покупать такие «украшательства» в кризис? Немой вопрос читался в глазах многих посетителей.

Осетрина «второй свежести»

- Мало прорекламировать нашу продукцию, надо, чтобы она соответствовала тем возможностям и запросам, которые есть у потребителей, - рассказывал замруководителя Росрыболовства Василий Соколов. На примере рыбной отрасли проблемы с импортозамещением видны на редкость красочно.

За год импорт рыбы упал на 40% с лишним.

- Эта ниша активно заполняется отечественными производителями, - удовлетворенно сообщил Василий Соколов.

Но есть факторы, которые «имиджу» нашей рыбы, мягко скажем, сильно мешают.

- Рыба, которую вылавливают наши рыбаки, очень качественная. Но что с ней происходит, когда она попадает на наш берег? Мало того, что там простои, связанные с административными процедурами. Многие бизнесмены экономят на вагонах-рефрижераторах и используют так называемые вагоны-термосы, которые дешевле. Качество рыбы падает еще по дороге к переработчикам, - сетовал замглавы Росрыболовства.



Даешь контроль!

Что делать, чтобы потребитель мог отличить зерна от плевел и не считал, что если продукт российский, то это непременно осетрина «второй свежести»? Одно из решений, которое предлагается, - вернуть знак качества, наподобие того, что был в советские времена. Для этого уже создана Российская система качества (Роскачество).

- Роскачество будет присваивать знак качества после проведения исследований, в которых будет участвовать конкретный товар в некий момент времени - живой, с полки. Эти товары проходят лабораторные тесты на соответствие техусловиям, ГОСТам, стандартам Роскачества, находящимся на верхней границе или превосходящим ГОСТы, - объяснил на одном из мероприятий суть новой системы замдиректора департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка Минпромторга Сергей Лобанов.

Отчасти таким образом хотят решить и проблему фальсификатов и нечестных маркетинговых уловок. Игорь Сурин, вице-президент Российского союза кожевников и обувщиков, приводил примеры таких ухищрений со стороны китайских производителей. Например, обычный кожзам гордо именуется экокожей. А потребитель, клюнув на приманку, естественно, выбирает тот продукт, что подешевле. Проверить качество самостоятельно не каждый сможет.

КСТАТИ

Заграница нам поможет?

Блогеры и некоторые посетители похихикивали, увидев на «Импортозамещении» зарубежные марки. И правда, в выставке участвовали компании из Польши, Австрии, Словении и т. п. Что они тут у нас импортозамещают? Из-за падения рубля зарубежным компаниям стало выгодно открывать производства в России или увеличивать локализацию (процент местных материалов и комплектующих). Мнение экспертов - это надо только приветствовать. Пусть вкладывают деньги на нашей территории, создают здесь рабочие места, везут к нам технологии, а не готовый товар - кому плохо?

ОФИЦИАЛЬНО

«Это только первый этап, мы только начали эту целенаправленную политику, и еще рано говорить о каких-либо масштабных результатах. Но мы понимаем, какие препятствия надо преодолеть, за счет каких способов, подходов и инструментов».

"Комсомольская правда"